Защита прав и интересов
кинематографистов – наш приоритет

КАКИМ БЫТЬ НАШЕМУ КИНО?
Проблемы казахстанской киноиндустрии и пути их решения: расширенное собрание ОО «Национальная киноакадемия», в котором приняли участие профессиональные союзы, ассоциации и гильдии, студии и фонды, прокатчики и киносети, представители заинтересованных ведомств и СМИ. По итогам собрания сформирована инициативная группа для сбора, систематизации и отправки предложений в Администрацию Президента РК, Государственному секретарю, в Министерство культуры и спорта РК, Государственный центр поддержки национального кино и иные заинтересованные ведомства и организации.
ПУТИ ВЫХОДА
Системный кризис в кинематографе Казахстана: расширенное собрание Союза кинематографистов Казахстана и Национальной академии кинематографических искусств и наук. Инициативная группа представила доработанную Концепцию развития кинематографии Казахстана с учетом принятых Мажилисом РК поправок и дополнений в Закон РК "О кинематографии" в октябре 2022 года. По итогам собрания принято открытое обращение кинематографической общественности к Президенту Республики Казахстан с рядом конкретных предложений по выходу из системного кризиса.

Позиция ОО "Национальная академия кинематографических искусств и наук" и ОО "Союз кинематографистов Казахстана" по поправкам в Закон РК "О Кинематографии" в части процедуры выдачи прокатных удостоверений

Действующая уведомительная процедура выдачи Прокатных удостоверений является одним из значимых достижений развития демократического общества Республики Казахстан в сфере кинематографии. Установленный в настоящее время порядок выдачи прокатных удостоверений на фильм в Республике Казахстан, является самым передовым на всём постсоветском пространстве и соответствует аналогичным процедурам, установленным во Франции, Швейцарии, Канаде и в ряде штатов США.

Безусловно, как и любая другая процедура взаимодействия государства и общества, процедура выдачи Прокатных удостоверений требует постоянной настройки и актуализации.

Выявленные факты злоупотребления уведомительным порядком выдачи Прокатных удостоверений, хоть и касаются незначительного количества фильмов (два нарушения на 186 фильмов, выпущенных в кинотеатральный прокат в Республике Казахстан за первые пять месяцев 2025 года), тем не менее вызывают обеспокоенность общества, Главы государства, депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан и руководства Министерства культуры и информации Республики.

Предлагаемые поправки в Закон о кинематографии, предусматривающие запрос уполномоченного органа прокатной версии фильма для предварительного просмотра только в случае невозможности установления из представленной аннотации к фильму возрастной категории фильма и наличия сцен, указанных в подпункте 4) пункта 6 статьи 7 Закона на наш взгляд требуют более внимательного обсуждения.

Предлагаемые поправки, наряду с увеличением срока рассмотрения заявления на получение прокатного удостоверения до 30 рабочих дней (вместо установленных сегодня 7 рабочих дней), а также предложения по формированию Экспертной комиссии для предварительного просмотра фильмов приведут к несоизмеримым усложнениям процедуры выдачи Прокатного удостоверения, дополнительным расходам республиканского государственного бюджета на реализацию предлагаемых поправок, и, потенциально, к реализации инструментов государственной цензуры.

Предлагаемые поправки, как минимум, приведут к значительному увеличению сроков рассмотрения заявления на выдачу Прокатного удостоверения.

Предлагаемый срок 30 рабочих дней – это фактически 1,5 календарных месяца. Правообладатель, планирующий выпуск в кинотеатральный прокат фильма, как правило заранее начинает рекламную кампанию по продвижению фильма с использованием постеров, афиш, рекламных роликов, в которых обязательно указывается возрастная категория фильма. Т.е. фактически, правообладатель, должен завершить производство фильма и иметь готовую прокатную копию, которую необходимо будет предоставить Экспертной комиссии, как минимум за 3 – 4 месяца до планируемой даты выхода фильма в прокат, что в современных условиях кинопроизводства является практически невозможным.

Заблаговременное предоставление прокатной копии фильма для просмотра Экспертной комиссией порождает целый список вопросов: как будет обеспечиваться сохранность предоставленной прокатной копии? Как члены Экспертной комиссии будут отсматривать предоставленные прокатные копии? Они будут просматривать централизованно в специализированном кинозале Министерства культуры и информации, оснащенном соответствующим оборудованием цифрового кинопоказа или эти копии будут рассылаться в электронном виде членам Экспертной комиссии.

Если предположить, что только для 25% фильмов, подающих заявление на выдачу Прокатного удостоверения, Министерство культуры и информации будет запрашивать просмотровую копию, то при нынешних объемах выхода фильмов в прокат каждому члену Экспертной комиссии необходимо будет ежемесячно отсматривать не менее 10 фильмов. Очевидно, что это нереалистичные объемы для просмотра, учитывая, что такие Экспертные комиссии, как правило, формируются на общественных началах, из авторитетных представителей общества, загруженных своей работой и обязанностями.

Если речь идет о предоставлении прокатной цифровой кинокопии DCP значительного объема (300 – 400 Гб), зашифрованной для обеспечения проката только в определенных правообладателем кинотеатрах, рассылать такие копии в электронном виде членам Экспертной комиссии, даже при нынешнем развитии науки и техники, практически невозможно. Значит просмотры будут проводиться централизованно в специализированном кинозале. Это приведет к тому, что Экспертная комиссия в итоге будет формироваться только из экспертов, в основном проживающих в Астане.

Сбор прокатных копий Министерством культуры и информации потребует решения вопросов, связанных с хранением, оборотом, обеспечением доступа уполномоченных лиц и, в конечном итоге, с утилизацией по истечении определенного срока. Каков этот срок?  По духу поправок, как минимум, до окончания проката фильма, с целью выявления подмены версии фильма. При этом надо принять во внимание, что речь идет о фильмах, публичное обнародование которых (кинопрокат) еще не состоялось, и по этой причине представляющих значительную материальную ценность для правообладателя.

Так же необходимо отметить, что усложнение процедуры выдачи прокатных удостоверений для фильмов, выходящих в кинотеатральный прокат, принимая во внимание, что фильм может распространяться иными, помимо кинотеатрального проката, способами (например, в сети Интернет и т.д.) не предотвращает публичного обнародования фильмов, содержащих сцены, указанные в подпункте 4) пункта 6 статьи 7 Закона Республики Казахстан о кинематографии.

С нашей стороны, в целях совершенствования действующего порядка выдачи прокатных удостоверений на фильмы предлагаем рассмотреть наши предложения:

  1. Ввести в заявление о выдаче прокатного удостоверения механизмы авторизованного подтверждения заявителем (правообладателем) обязательства, что фильм соответствует заявляемой возрастной категории и не содержит сцен, указанных в подпункте 4) пункта 6 статьи 7 Закона Республики Казахстан о кинематографии. Такая авторизация может быть осуществлена путем применения квалифицированной цифровой подписи правообладателя.
  2. Обязать правообладателя предоставлять в комплекте с заявлением развернутую аннотацию фильма, соответствующую содержанию фильма (в целях предотвращения необходимости поиска необходимых материалов фильма сотрудниками Министерства культуры и информации в сети Интернет)
  3. Предусмотреть, в случае отсутствия соответствующих положений законодательства, административную, а в особо тяжелых случаях и уголовную ответственность заявителя (правообладателя) за предоставление в заявлении на получение прокатного удостоверения заведомо недостоверных данных о содержании фильма, сокрытии фактов наличия в фильме сцен указанных в подпункте 4) пункта 6 статьи 7 Закона Республики Казахстан о кинематографии и несоответствия содержания фильма заявленной возрастной категории. Фактически, тем самым, заявление о выдаче прокатного удостоверения на фильм, становится юридически значимым документом — декларацией правообладателя о соответствии содержания фильма и представленных в заявлении сведений о фильме действующему законодательству (по аналогии, например, с декларацией о доходах налогоплательщика).

Необходимо отметить, что в случае возникновения подозрений со стороны Министерства культуры и информации, о несоответствии, указанных в заявлении на выдачу прокатного удостоверения, сведений и содержания фильма, Министерство культуры даже в рамках действующего законодательства может запросить подтверждения сведений, в том числе путем предоставления правообладателем просмотровой копии, расширенных аннотаций, диалоговых листов и рекламных материалов. В конечном итоге, это решение может быть принято судебными органами по соответствующему заявлению Министерства культуры и информации.

Мы, члены Киноакадемии и Союза кинематографистов, полностью поддерживаем усилия Главы государства и депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан по совершенствованию механизма выдачи прокатных удостоверений на фильм, и призываем сохранить основополагающие демократические принципы, базирующиеся на взаимном доверии государства и общества, заложенные сегодня в действующей процедуре выдачи прокатных удостоверений на фильм в Республике Казахстан.

Р. Нугманов

Президент ОО "Национальная академия кинематографических искусств и наук"

А. Абельдинов

Председатель ОО "Союз кинематографистов Казахстана"


24 июня 2025 г.